Школьная служба примирения

26 января 2016 года в МБОУ СМШ № 65 «Спектр» г. Липецка создана Школьная служба примирения (ШСП).

Модель ШСП в школе предполагает индивидуальный подход, который осуществляется в соответствии с запросом и рекомендациями Департамента образования Администрации города Липецка с одной стороны, а с другой непосредственно образовательной организацией.

Служба функционирует в контексте «профилактического подхода», работает с подростковой средой, выполняя по отношению к ней миссию преобразования.  Программа примирения служит как один из инструментов в работе по технологии восстановительной медиации.

Согласно Приказа № 36-01-06 «О создании школьной службы примирения» от 26.01. 2016 года, целью ШСП – является профилактика правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия, формирования у обучающихся умения регулировать конфликты без физического насилия и оскорблений.

Деятельность службы осуществляется на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Указа Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».
  • Стандартов восстановительной медиации, разработанными и утвержденными Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации от 17.03.2009 г.
  • Федерального закона от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
  • Положения о Школьной службе примирения МБОУ СМШ № 65 «Спектр» 

Основные функции Школьной службы примирения:

  • Разрешение конфликтов участников образовательных отношений.
  • Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  • Устранение причин противоправного поведения школьников.

Атрибут школьной службы примирения МБОУ СМШ №65 «Спектр» г.Липецка «СКАМЬЯ ПРИМИРЕНИЯ»

Деятельность школьной службы примирения в 2020-2021 учебном году:

Важнейшими в восстановительном подходе являются понятия вреда (в том числе обиды) и ответственности. Вред в восстановительном подходе – это деяние одного человека по отношению к другому, в результате которого был причинен ущерб, что-либо было нарушено или разрушено (в том числе отношения) и воспринимается другим как несправедливость. Причинение вреда ведет к появлению негативных последствий для пострадавшего: материальных, физических, вред в форме разрушившихся отношений и т.д. Вред – понятие субъективное, определяется пострадавшим (жертвой). Потому исправление причиненного жертве вреда в восстановительном подходе не является наказанием для человека, причинившего вред, оно является восстановлением справедливости и мира в сообществе. Ответственность в восстановительном подходе понимается как обязательство по заглаживанию вреда, то есть исправление негативных последствий случившегося для затронутых ситуацией людей. При заглаживании вреда большое значение имеют раскаяние и прощение. Таким образом, понятие справедливости в восстановительном подходе связано с заглаживанием причиненного вреда, и в этом его отличие от принятых в уголовном правосудии представлений о справедливости как наказании нарушителя.
Ответственность за исправление причиненного вреда рассматривается не только при правонарушении, но и в конфликте, где стороны часто взаимно причиняют друг другу вред. «Поиск виноватого» не способствует взаимопониманию и урегулированию конфликта в отличие от обсуждения причиненного вреда и совместного поиска путей его исправления. В школьной жизни часто вред бывает взаимным (драка, оскорбления), соответственно, ставится вопрос о взаимном заглаживании причиненного вреда.
Одним из важных аспектов восстановительного подхода применительно к несовершеннолетним является восстановление позитивного родительского влияния на них, поддержка позитивных изменений несовершеннолетнего со стороны его родных и близких, педагогов, одноклассников, друзей, а также забота о будущем: создание условий для того, чтобы произошедшее «стало уроком» и подобное больше не повторилось.
Цель специалиста службы примирения (ведущего восстановительного программ) состоит в создании наилучших условий для реализации принципов восстановительного подхода (восстановительного правосудия). Специалист службы примирения является нейтральной фигурой, в равной степени поддерживающей усилия сторон, направленные на урегулирование конфликтной ситуации и\или восстановительное реагировании на правонарушение (преступление) несовершеннолетнего. Специалист службы примирения подготавливает стороны конфликта (или участников противоправной ситуации) к совместной встрече по урегулированию конфликта.


 

 

 

 

 

 

Деятельность школьной службы примирения в 2021-2022 учебном году:

Школьная служба примирения в 2021-2022 учебном году включала следующие мероприятия:
— презентации обучения основам медиации в образовательном процессе  — разрешение конфликтных ситуации;
— семинары-практикумы восстановительной технологии примирения — круги общения для среднего и старшего звена;
— упражнения на тему; «Способы урегулирования конфликтов»;
— разбор психологических защит личности на примере смоделированных проблемных ситуаций.
Все мероприятия организованы под руководством руководителя Школьной службы примирения, педагога-психолога Полозова Сергея Игоревича.